РАЗВИТИЕ РЫНКА АДДИТИВНЫХ И РЕВЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ, И МЕСТО 3D-СКАНЕРОВ В НЕМ

22.11.2023
По данным Ассоциации развития аддитивных технологий (АРАТ) российский рынок аддитивных технологий растет на 20-30% ежегодно и к 2030 году его объем по ожиданиям составит порядка 23 млрд. рублей. Сегодня лидерами внедрения аддитивных технологий вступают индустрии, которые имеют достаточный запас прочности для освоения новых направлений – авиационная и энергетическая промышленность. 

Государство видит внедрение и развитие «инноваций» как ключ к быстрому импортозамещению и технологическому суверенитету. Так, еще в 2019 году Росатом и Правительство РФ согласовали дорожную карту развития аддитивных технологий. На базе Сколково создано Агентство по технологическому развитию, которое призвано содействовать российским предприятиям во внедрении современных решений в бизнес-процессы и производственные цепочки. Федеральный проект «Развитие станкоинструментальной промышленности» помогает станкостроительной сфере заместить ушедших поставщиков, а также нарастить собственное производство, в том числе при помощи освоения аддитивных технологий. Участникам программы предлагаются субсидии, компенсации и льготные займы по линии Фонда развития промышленности. Дополнительно, Минпромторг занимается наращиванием центров инженерных разработок. Мелькают новости о создании реестра инновационных компаний, которым государство будет помогать получать адресную помощь, да и на уровне городов идет поддержка технологичных стартапов (например, Московский инновационный центр). 
Как видим, база по поддержки бизнеса вроде, как, заложена основательная, и созданы все условия для освоения реверсивных, аддитивных и прочих технологий в целях импортозамещения. Но что на деле?
additive-img.png

ВШЭ провела исследование на предмет того, насколько успешно проходит переориентация на отечественные аналоги у российских компаний. «Самый популярный ответ — «мы нашли новых иностранных поставщиков», цитирует авторов исследования РБК.  «Предприятия, в общем, не спешат переориентироваться на российских поставщиков. Когда мы спрашиваем, почему вы принимаете решения в пользу импорта, а не собственных компонентов, то преобладающий по всем отраслям ответ — «это обеспечивает более высокое качество и новизну продуктов по сравнению с отечественными аналогами», заявляет Анна Федюнина, заместитель директора Центра исследования структурной политики ВШЭ.

Осваивают новые технологии в основном крупные игроки рынка, которые как раз и задают тон развитию 3D-индустрии. Мелкие предприятия спасаются параллельным импортом, потому что так экономически целесообразней, отмечает в статье РБК от 2022 года директор ИНП РАН Александр Широв.

На данный момент, несмотря на большой потенциал к росту, рынок аддитивных и реверсивных технологий развивается «со скрипом» и наибольший потенциал на текущий момент показывает 3D-печать. Стоит отметить, правда, что весь потенциал 3D-печати направлен пока на замену комплектующих к оборудованию и станкам. 3D-сканеры еще меньше, чем 3D-принтеры могут похвастаться успешными кейсами внедрения на российских производствах.

Исследования рынка 3D-сканирования показывают, что рост этого направления в России один из самых медленных в мире. Это видно даже «на земле», если судить по крупным выставкам в сфере аддитивных и реверсивных технологий. Около 80% участников – компании, занимающиеся 3D-печатью. Количество производителей программного обеспечения и 3D-сканеров на порядок меньше. Мощный потенциал именно в 3D-печати видит и Росатом.
map-png.png

Что касается сканеров, то лидеры в этой сфере – Северная Америка, Европа и Азия (в основном Китай). К 2028 году мировой объем рынка 3D-сканеров по ожиданиям достигнет 6,23 млрд долларов США. 3D-сканеры активно используются в производстве фильмов и видеоигр, строительстве и архитектуре, аэрокосмической промышленности, медицине и здравоохранении, автомобилестроении, искусстве и сохранении культурного наследия. Как видно, популярность 3D-сканеров напрямую продиктована степенью развития определенных индустрий.

Но если мы абстрагируемся от сферы развлечений, аэрокосмической отрасли и автомобилестроения, и посмотрим на другие сектора экономики, то, кажется, что у России должны быть достаточно большие объемы для внедрения аддитивных и реверсивных технологий вкупе с 3D-сканированием. Так, по данным компании iQB Technologies, 3D-сканирование и печать уже используют на своих производствах «Сибур», «Газпром нефть», Татнефть», «ЕВРАЗ», «Сургутнефтегаз». Но это крупные энергетические компании, а что остальные? Какие барьеры могут мешать предприятиям осваивать новые технологии?

Мы проанализировали интервью предпринимателей с форумов, выставок и аналитических статей, и вот что называют они:

- Высокий порог входа. Как правило, тот тип сканеров и принтеров, что нужен производствам, стоит достаточно дорого. В рамках текущих экономических реалий инвестировать в новые технологии готовы только гиганты рынка. Во-вторых, как отмечают некоторые эксперты, «унификация решений крайне низка». Предпринимателям не хватает успешных наработанных кейсов, раскрывающих в достаточной мере выгоду от аддитивных и реверсивных технологий. Одно дело, внедрить на предприятии новые стандарты (есть достаточно подрядчиков, готовых предложить наработанные решения «под ключ») и совсем другое – осваивать новые технологические цепочки. Рынок еще недостаточно насыщен подобными решениями и экономически целесообразными они становятся в больших масштабах.

- Отсутствие в должном количестве профильных специалистов. Найм персонала всегда был деликатной темой, а в последнее время стоит особенно остро. Специалистов, в достаточной степени владеющими нужными знаниями, крайне мало. «К специалистам данного профиля сегодня предъявляются особые требования: они должны обладать навыками конструкторов, технологов, программистов и материаловедов одновременно. <…>», комментирует ситуацию Ольга Оспенникова, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан.

- Российские компании пока не могут в полном объеме заместить ушедших иностранных конкурентов. Без современного ПО решение таких сложных задач, как контроль геометрии и обратное проектирование нельзя представить. Представители бизнеса жалуются, что в ряде отраслей пока трудно найти достойные российские (в крайнем случай – китайские) аналоги. Соответственно, закупать 3D-оборудование при отсутствии требуемого программного обеспечения, нерационально.

В исследовании рынка 3D-сканеров от Mordor Intelligence подмечается, что на их скорость внедрения напрямую влияют смежные технологии: 3D-печать, соответствующие ПО и роботизация/автоматизация производств.  Как мы видим, сейчас Российский рынок находится на стадии активного насыщения 3D-принтерами. На очереди, судя по всеми, остальные компоненты новых технологических цепочек.

Если просматривать новости 2022 года, то можно заметить, что после наложения санкций со стороны некоторых участников рынка звучали уверенные настроения, что сейчас технологиями все быстро заменится. Сейчас оптимистичные настроения спали, заменившись прагматичным и взвешенным подходом.  То, что аддитивные и реверсивные технологии – это новая реальность и неотъемлемая часть многих сфер бизнеса, уже очевидно. У технологии слишком много плюсов, чтобы ее игнорировать. Рост внедрения аддитивных и реверсивных решений будет происходить по мере преодоления вышеназванных барьеров. Если судить по опыту других стран, то фаза активного внедрения сканеров ожидается после того, как произойдет насыщение рынка смежными решениями (3D-печать, ПО, решения по автоматизации). В целом, в оценке ситуации мы согласны с мнением многих экспертов, которые заявляют, что у Российского рынка есть потенциал, но ему нужно время.

Назад в раздел