БИТЬ ИЛИ НЕ БИТЬ? МОРАЛЬНАЯ ДИЛЕММА ТЕАТРА

13.01.2021

Театр не всегда начинается с вешалки. Иногда он начинается со служебного входа. Даже не так. Он начинается с простого сообщения в телефоне: «Calibry и Мини. Откалибруй. Не забудь блок питания». Ну, да. Было дело. Но я знаю, что Юля не злится. Просто Юля в принципе немногословна. Ей ни к чему. Она одним взглядом может сказать страниц пять.

МХАТ. Где-то внутри головы щёлкает тумблер. Сменить обстановку холодного автосервиса, гулкого лязганья железяк и шума компрессора, сквозь который тёртые мужики называют друг друга по бате, а всё остальное — по матери? Почему бы и нет? Вместо бамперов и багажников сегодня посканим актёров. А повезёт — может быть даже актрис.

Фасад театра

Фасад театра

Мы собираемся и садимся в такси. С нами два ноута, два сканера и поворотный столик. Нам ещё невдомёк, что сегодня он нам ни к чему. Вообще-то он незаменим, когда надо сканить людей, но сегодняшний случай особый...

Короткий созвон на пороге и через пару минут мы уже топаем узкими коридорами куда-то в такие глубины театра, что если наш гид нас покинет, то мы останемся здесь навсегда. «Почему бы и нет?», — думаю я, беззвучно вышагивая по ковролину. Я жадно впитываю атмосферу всем телом. Здесь открытые сцены для репетиций. Здесь какой-то другой биовид изображает обычных людей для обычных людей. Они вполне буднично говорят «оживи образ», «передай внутренний мир персонажа», «ну что ты вялый как тень?! Где подача твоя?! Где экспрессия?! Давай... Ещё раз... Тишина!» Я тихо лыблюсь под маской.

Внутри театра

Мы на месте. Нас просят пару минут подождать, а потом приглашают. Точнее, мы слышим спокойный голос из зала: «Где ребята, приехавшие снимать мерки? Пусть проходят». Снимать мерки? Забавно. Ощущаю себя немного портным. Хотя, отчего бы и нет? Сплетём вам ажурное 3D-кружево из крошечных полигонов. Недорого, стильно и в срок. Не поспоришь. А коли порвётся — дак мы подлатаем: софт наш клепает заплатки на раз.

В зале для репетиций с десяток людей, два ряда стульев, лавочки, стол и леса. Очевидно, для декораций. На паркетном полу тут и там стопки бумаг со столбцами из текста, цветные пометки в которых, наверное, видно с Луны. В углу, перед массивными шторами окон — ксилофон, размером с кровать; электрогитара, какой позавидовал бы сам Джимми Хендрикс; синтезатор и гусли. «Интересно бы было послушать», — искрой пробегает где-то внутри головы.

Мы дополняем этот занятный квартет парой ноутбуков — в принципе, можно обойтись и одним, но так-то на каждый по сканеру и кнопкодаву: стопроцентное резервирование и возможность работать вдвоём. К тому же, модели у нас тоже две. Парень и девушка. Сканировочный дзен, инь-ян и фэн-шуй. Сканируй давай — и не кипишуй.

Задача ясна и прекрасна: в готовящейся постановке эта пара погибнет, а коллеги-актёры будут их долго пинать. Не знаю динамики отношений, но парня и девушку всё-таки жаль. Постановщику, видимо, тоже. Актёры — хрупкий и ценный продукт. Особо не напинаешься. А потому решено сделать реалистичные манекены и пинать уже всё-таки их, а актёров тихонечко оттащить за кулисы и отпаивать чаем с печенькой до финальных оваций.

Для таких манекенов особо важна детализация лиц — чтобы во время спектакля даже хитрый проныра с театральным биноклем не заподозрил подмены. Для этих целей у нас c собой Mini — оптический 3D-сканер из линейки Calibry с разрешением 0.15мм и точностью Джеймса Бонда — 0.07мм. На сканах детали лица сохраняются великолепно. Сам Станиславский бы нам крикнул «Верю!»

Внутри театра. Бюст Станиславского К.С

Сканирование актера

Лица актёров готовы. А мы готовы сканить тела. Для этой задачи у нас птица иного калибра — для объектов размером от 30 сантиметров до нескольких метров с разрешением 0.6мм: то, что нужно для подготовки моделей людей в полный рост. Вот только позируют нам не в T-позе, столь популярной в мире 3D, а в позе, которую криминалисты обычно обводят мелком на месте убийства. Вот это поворот! Круче, чем у нашего поворотного столика, который, между прочим, без тормозов крутит объекты до 200кг с заданной угловой скоростью. Но сегодня он крутит только самокрутки из бамбука и тихо угорает над нами из сумки.

Пока мы собираемся с мыслями, ребята из музыкального квартета интересуются, надолго ли мы тут зависли, ведь у них репетиция тут. Эй, ну мы сами вообще-то только пришли! Я киваю на Юлю. Мне не видно лица, но я чувствую кожей, как где-то внутри у неё загудел трансформатор. «15 минут» — спокойно и деловито выдыхает она, тестируя калибровку. Сканер не может решить между «Хорошо» и «Отлично». Но меня поглощает другое. Пятнадц... Всмыс... Нет, подожди, в смысле?! Да чтооо?! Четверть часа — и мы просто возьмём и уйдём? Отсюда?! Из самой гущи событий?! Ты шутишь? Давай отсканируем стены! Смотри, какой пол и ступеньки! Нам надо тысячу сканов, два месяца и палатку!

Квартет решил нас не ждать и репетирует тему спектакля; актёр и актриса умирают у нас на глазах; режиссёр-постановщик добавляет эпичности этому действу: «Нет, руку вот эту сюда... Вот так, да... Голову поверни, глаза слегка приоткрыты... Волосы распусти... Ну и что что там будет парик?! Ты уже умерла! Умирай целиком! Всё! Вот так! Не шевелись!» Световая решётка плавно скользит по неподвижному силуэту, прихватывая каждый изгиб. Live3D постепенно рисует модель. Я почти не дышу. Чем не работа мечты? Надо чтоб как у Шекспира — пусть умрут ваще все! Налей вина, Гертруда!

Сканирование актрисы

Юля тихонько толкает в плечо: «Эй, ты чего? Собирайся. Пошли. Ты хоть помнишь, где выход?» Я смотрю в монитор. Предварительная обработка завершена. Всё окей. Сохраняем, копируем и собираемся. Вроде, рабочие будни, а впечатлений — как будто в театр сходил... Хотя, погодите...

Морозный воздух бодрит, а гирлянды Тверского бульвара сдерживают натиск вечернего мрака. Мы садимся в такси и возвращаемся в офис закинуть снарягу. Я громко молчу. Во мне слишком много всего. Если ко мне прислониться — можно услышать, как там внутри циркулирует хаос из противоречий эпизодического персонажа. Вечерний трафик тягуч как ириска, но мне нету дела до верениц стоп-сигналов. Я ещё где-то там... Водила не первый день за рулём и проворно снуёт среди освещённых фасадов Тверской и Лубянки. Я хмурю брови. Рули аккуратней! Не расплескай мои впечатления! И не торопись. Дай уложить, а то ведь растопчут в метро по дороге домой. Метро знает древний рецепт, как не дать вывести добрых эмоций за МКАД. Но я спрячу поглубже. Как флешку с моделями. Это моё. Не отдам.

-- Андрей Крылов,
специалист технической поддержки

Назад в раздел